Что же такое «Диафрагма»?

1fbf9309-ff27-11e4-8cfb-ad1dc219de7c_big

Итак, что же такое «диафрагма» в фотографии?

Верное определение в нашем случае звучит так:

Диафрагма — это пластинка в оптических приборах с отверстием, пропускающим лучи.

Вот вроде и все понятно, а теперь разжую.

Световой поток, который попадает на пленку/матрицу, необходимо было контролировать, иначе получить какой-либо снимок было бы очень проблематично. Как раз для этого и была создана эта хитрая пластинка. Вариаций было множество. На данный момент прижился только один тип диафрагмы — ирисовая, она же лепестковая. До нее использовались простые вставки-пластины разных размеров, которые так и назывались — вставная диафрагма. У фотографа с собой всегда был набор таких диафрагм для различных случаев. Достаточно громоздкая система. Ведь для изменения светосилы необходимо одну пластину вытянуть из камеры, затем другую вставить. Более современная диафрагма была барабанного типа. Это был поворотный диск с отверстиями разного диаметра, который при необходимости прокручивался на нужную «настройку». Такой тип носил название «Револьверная диафрагма». Кроме фотоаппаратов использовался и в других оптических приборах.

Современная диафрагма — лепестковая/ирисовая. Достаточно сложная схема, если сравнить с ее первыми вариантами. Она имеет самую компактную конструкцию, позволяет изменять настройку налету. Широко используется как в фото, так и видеосъемке. Позволяет бесступенчато регулировать размеры светопропускающего (относительного) отверстия. Первые варианты этого типа диафрагм были конечно не такие идеальные, как сейчас. Количество ламелей (лепестков диафрагмы) со временем увеличилось, форма отверстия стала более гладкой, чем раньше. За счет этого и боке выглядит красивее. Да и сам механизм перерабатывался не один раз, что привело к его облегчению и плавности в работе. На смену механическому ручному управлению пришел бесшумный мотор, управляемый кнопками. Настраивать камеру стало очень просто и быстро. Полную статью про историю диафрагмы можно почитать в википедии.

Как же пользоваться и что настраивать в современном фотоаппарате?

Первое, что нужно запомнить — чем больше значение диафрагмы f, тем меньше света она пропускает. Диафрагменное число обозначается латинской буквой F и является величиной, обратной значению относительного отверстия объектива. Определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного зрачка объектива. Диафрагма, соответствующая показателю 5.6, будет обозначаться f/5.6 либо f:5.6. Меняя F на одну ступень (или F-стоп), получаем изменение диаметра отверстия диафрагмы в 1,4 раза. Количество света, попадающего на матрицу, меняется в 2 раза. Существует стандартный ряд значений F – 1,0, 1,4 , 2, 2,8, 4, 5,6, 8, 11, 16, 22, 32.

aperture

Т.е. f/1.8 пропустит света больше, чем f/5.6. А это в свою очередь приведет к большей яркости на снимке. Тут есть обратная сторона. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше зона резкости получаемого изображения. И наоборот — если диафрагму прикрыть, то зона резкости расширяется. Снимок становится более резким, боке исчезает. Почему так получается? Это лишь физика. Просто нужно усвоить, что глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) полностью зависит от диафрагмы (+фокусного расстояния и размера матрицы). Более подробно можно почитать тут.

Хочу заметить, что у разных объективов разные показатели светосилы. Эти характеристики обычно написаны на них самих, например 18-55mm f/3.5-5.6 — означает, что минимальные значения аппертуры (светосилы) на 18мм f/3.5, а на 55мм всего f/5.6. Я привел в пример самый обычный объектив, которым комплектуются большинство камер. Для более серьезных целей существуют светосильные объективы. Для каких «серьезных целей»? При большей светосиле объектива вы можете установить более короткую выдержку. Это преимущество, когда нужно снять движущийся объект. Также большая светосила объектива очень полезное преимущество при съемке, когда освещения недостаточно: например, съемка в помещении вечером – ночной клуб, концерты и т.д.. Кроме этого на широко открытую диафрагму обычно снимаются классические портреты, за счет маленькой глубины резкости. Т.е. фон красиво размывается, появляется боке, снимаемый объект выделяется. Тут важно не перестараться, так как можно очень сильно промазать фокусировкой. При значениях f/1.4 — f/2.8 очень часто снимаемый объект у начинающих фотографов оказывается далеко не резким. Или в зоне резкости оказывается ухо/нос… Фокусируйтесь на глазах, правильно подбирайте ракурс. Возможно стоит немного отойти от «модели» и потом просто обрезать лишнее. Приемов множество, в этом деле нужна практика.

Зависимость глубины резко изображаемого пространства от относительного отверстия

Зависимость глубины резко изображаемого пространства от относительного отверстия

Примеры снимков:

Диафрагма f/1.8

Диафрагма f/5.6

Диафрагма f/11

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Вам понравится

Комментарии:
Канал Пластол Украина делает видео про реставрація ванн и наливные промышленные 3д полы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: